Две Церкви
Я описываю
происходившее со мной именно так, как я его воспринимала
в то время. Конечно, мои интерпретации часто были
необъективными или упрощенными.
Можно легко сделать вывод, что мои мнения о различных
Церквах были обусловлены тем, принимают ли меня в них в
брюках, или же дружелюбием их прихожан. Возможно, так
это выглядит, но так не было в реальности. Это правда,
что я была поражена абсурдом "брючных" ситуаций и
слепым, чисто фарисейским следованием букве в ущерб
духу, но это было только частью той общей атмосферы, в
которой мне было не по себе. Я ощущала себя связанной по
рукам и ногам в явно монархистском и националистическом
окружении, для которого русскость и монархия почему-то
были важнее Православия. В бывшем СССР я воспитывалась
на “идеалах равенства и интернационализма” (насколько
эти идеалы соотносились с реальной жизнью, является
отдельным вопросом); оказавшие на меня наибольшее
влияние православные священники и богословы "левого
крыла" были вполне свободны от нонсенса под названием
“православный национализм”, не говоря уже об
антисемитизме или фашизме. Совершенно естественно, что я
чувствовала и продолжаю чувствовать удушье вблизи
“православных националистов”. Я – всего лишь член
Церкви, но вышесказанное не является моей уникальной
особенностью: достаточно открыть любое Евангелие, чтобы
увидеть, что национализм, антисемитизм и прочие,
унижающие достоинство человека, “-измы” не имеют ничего
общего с Иисусом Христом, кроме того, что именно
националисты-фарисеи Eго и убили.
Таковым было мое впечатление от РПЦЗ с ее монархизмом,
национализмом, восхвалением "патриота" Власова,
сотрудничеством с фашистами (не всей Церкви, но
достаточно большой ее части), ненавистью к СССР и
коммунизму. РПЦЗ "сложно" относится к РПЦ МП из-за
истории, которая слишком длинна для детального изложения
здесь. Вкратце, РПЦЗ считает (после воссоединнения
Церквей это отношение стало более глухо-неофициальным)
РПЦ МП чем-то вроде незаконной дочери неразделенной до
1917 г. Российской Церкви. Согласно РПЦЗ, Митрополит
Сергий (Старгородский), узурпировавший после смерти
Патриарха Тихона церковную власть, по сути продал себя и
Церковь, получив взамен возможность вести полностью
подконтрольную советской власти деятельность и (позже)
Патриарший трон (часть Церкви при этом отошла от него,
уйдя в катакомбы; к слову, одним из таких катакомбных
священников был крещен о. Александр Мень). Обмен повлек
за собой внедрение в Церковь агентов ВЧК/…/КГБ/ФСБ) в
фантастическом масштабе и ее духовный паралич.
Я согласна, что история в целом правдива, но не согласна
с выводом, сделанным из нее РПЦЗ – а именно, что
Таинства, совершаемые в РПЦ МП, безблагодатны. Я не
верила в это прежде, когда я не знала всей истории. Я не
верю в это и сейчас, даже после того, как меня
обременило знание о размере коррупции внутри РПЦ МП, и
даже после недавних отвратительных политических
скандалов, во время которых многие, принадлежащие к
верхушке РПЦ МП, показали себя циниками и просто
неверующими, причем поведение некоторых из них
подозрительно смахивает на поведение фашиствующих
безумцев. (Замечу здесь, что есть некоторая ирония в
том, что обе Церкви, РПЦ и РПЦЗ, в последние годы начали
все более походить на то, в чем каждую из них обвинял ее
оппонент). Тем не менее, я стою на том, что таинства РПЦ
МП являются настоящими, потому что на моем опыте они
были настоящими и потому, что я убеждена в том, что Бог
никогда не покинет тех, кто в Него верит, даже если они
принадлежат к самой коррумпированной церкви в истории.
Это не означает, что православные христиане не могут
бороться или же выбрать ту православную поместную
церковь, которая им наиболее подходит. К счастью, у нас
есть выбор.
далее
к оглавлению
|