Сердце Нового Завета
 

Любовь, данная опосредованно

Вся вечность не так ценна, как тот день, в который Песня Песней была дана Израилю; все книги Писания святы, но Песня Песней это Святая Святых (Рабби Акива, 1-2 вв. н.э.)

 Как это часто подчеркивается иудейскими и христианскими авторами, Песня Песней не похожа ни на одну книгу Ветхого Завета. Она не описывает извилистую историю человечества как Бытие. Она не провозглашает заповеди Бога, согласно которым Израиль должен жить, если он хочет оставаться избранным народом Божиим, как Исход. Она не выражает огромные боль и гнев Бога, Который вновь и вновь предается Своим народом, как книги пророков. Это правда, что некоторые пророки описывали взаимотношения Бога с Израилем в терминах брачной любви. В то время как эти термины были не просто метафорами, но указывали на метафизическую реальность, на природу любви Бога к человечеству (которая наиболее адекватно может быть описана в терминах супружеской любви), внимание пророков было сосредоточено на развертывании событий в конкретное время истории Израиля и в грядущие времена (приход Мессии). Аллюзии к божественному Супругу и неверной жене, даже блуднице, служили подобающим описанием поведения Израиля по отношению к Богу. Говоря о временах, совершенно очевидно, что книги пророков актуальны и в наше время и будут актуальны до конца времен, потому что они показывают человеческое отношение к Богу, которое, подобно идущей вниз спирали, повторяется в разные времена и так и будет повторяться до тех пор, пока времени больше не будет. Песня Песней, как мне кажется, принадлежит к этой нет-больше-времени категории. Это есть сейчас и будет всегда, вне времени = без времени, как и любая встреча души с Богом, в любви; или двух людей в любви; или же, обобщенно говоря, двух личностей в любви.

Песня Песней это олицетворение предельной кристалльной простоты. В ней нет абсолютно ничего, кроме любви двоих, непреодолимо влекомых друг к другу. Природа любви Бога к Израилю (иудаистическая интерпретация)/любовь Бога к человеческой душе и этой души к Богу (христианская интерпретация) описана здесь на языке двух влюбленных, опьяненных взаимыми откликами. Бог открывает Себя самым простым из всех возможных методом;  его откровение о Самом Себе это откровение о Своей сущности, Любви (Бог есть Любовь), любовно действующей на человеческую душу, которая в свою очередь, будучи созданной по образу и подобию Бога (Который есть Любовь), способна ответить Ему любовью, данной Им ей изначально. Я пытаюсь выразить, что самая сущность Бога, т.е. нечто, мысль о чем заставляет верущего содрогаться от осознания собственной малости, может быть описана посредством вполне человеческой любви-эроса, известной аблолютно всем. И не только описана, но и узнана на опыте.

Слово на опыте является здесь ключевым. Бог дает понимание того, как Он любит, посредством человеческого опыта взаимной любви. Бог любит Свою невесту, человеческую душу, подобно тому, как жених любит свою невесту. Душа любит своего Бога подобно тому, как она любит своего жениха. Я пытаюсь сказать, что Бог открывает природу Своей любви посредством аллюзии на желание взаимных отношений и на блаженство опыта взаимной любви-эроса. Он не описывает Свою любовь, но говорит, устами человеческого жениха: Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! Покажи мне лицо твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лицо твое приятно.

Вне зависимости от того, желает ли он этого или нет, читающий эти строки уже в некоторой степени узнает любовь Бога, посредством своей памяти или предчувствия влюбленности. Именно поэтому, я думаю, Рабби Акива называет Песню Песней святая святых, т.е. таинственным священным чертогом, местом обитания Бога в этом мире, где может произойти встреча с Ним. Песнь Песней делает любовь Бога ощущаемой или воплощеной, так сказать, посредством людей во плоти и крови.

Песнь Песней для меня выглядит внезапно прорывающeйся сквозь пот и кровь Ветхого Завета мечтой Бога об отношениях с нами, такиx, каких Он желал, когда создавал нас по Своему образу и подобию. Прадоксально, упрямая настойчивость божественного Любящего, Который не способен расстаться со своей мечтой, словно бы черпает надежду в идеале человеческой взаимной любви. Это также Его вечный обет человечеству, которое, в остальном Ветхом Завете, выглядит безнадежно неспособным понять его.


Воплощенная любовь

Кажется странным сейчас, что я никогда не замечала в Новом Завете такого же внезапного прорыва или, лучше сказать, внезапного погружения в тайну внутренней жизни Бога до момента, когда я услышала в церкви строки из пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна, в пятую неделю по Пасхе. До этого я бесчисленное множество раз слышала их на Срастной Седмице, но только в тот момент заметила, насколько они стоят особняком даже в Евангелии от Иоанна, которое для меня является самым интимным и по-человечески хрупким и в то же время выражающим высочайшие тайны Бога. Эти два аспекта всегда вместе, каждый из них взаимно проясняет другой:

Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

В этот раз слова эти поразили меня не из-за того, что они означали, но из-за моего внезапного осознания, что их смысл и последствия были целиком зависимы от Того, Кто их произносил. В них отсутствует что-либо описательное, как самоотверженная любовь и т.п. Возможный аргумент, что приближающееся Распятие уже внесло тему самоотверженной любви, не является здесь состоятельным, т.к. совершенно ясно, что ученики в то время были не способны осознать этот факт и поэтому бесполезно было бы апеллировать к нему; Христос говорит здесь с ними как (выражаясь Его собственными словами) с детьми, которые испуганы из-за приближающейся разлуки, возможно, навсегда. Он уверяет их, что они снова будут с Ним; обещание сделано Им на основании Его неперестающей любви к ним, т.е. той любви, какую они опытно знали до настоящей минуты: Не оставлю вас сиротами, приду к вам. После этого Он, на основании Своей любви к Своим ученикам, открывает им тайну Своих отношений со Своим Отцом и, в завершении, вводит апостолов в эти отношения в Своей первосвященнической молитве да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино.   

Я забежала вперед; я пытаюсь сказать, что откровение Бога о Себе Самом и о замысле Его творения, также как и в Песне Песней, раскрывается здесь в самых простых понятиях взаимной любви, известной на опыте. Но не так, как в Песне Песней, тайна божественной любви раскрывается не опосредованно, на примере пары влюбленных, но воплощена в Личности Христа и опытно познается как таковая. Но, если ученики знали любовь Христа во плоти и крови и таким образом имели непосредственный опыт, то как мы можем делать это сейчас и на каком примере?

Конечно же, это риторический вопрос. Христианство продолжается не вследствие добротности доктрины, но из-за того, что любовь Христа может быть познана и познается на опыте всеми, кто искренне этого желает. Однако, Христос сказал любите друг друга, как Я возлюбил вас. Возможно ли тогда испытывать любовь Христа, если Его ученики ненавидят друг друга? Я думаю, что да (хотя это и нечеловечески тяжело), если при этом есть отчетливое понимание того, что такое положение вещей ненормально и что эта ненависть не есть любовь, о которой говорил Христос. Но что, если эта пародия любви является общепринятой нормой? 

Это уже не риторика. По какой-то причине, именно эти мысли промелькнули у меня, когда я услышала Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Эта фраза была прочитана священиником из моего ессе Антиприст, в котором я рассматривала феномен уменьшения, затемнения, и полного уничтожения Христа священиком-нарциссистом, не посредством его осознанных нарочитых действий, но просто в силу того, какой он есть. Конечно же, нарциссизм это противоположность самоотверженности; Иисус Христос, будучи олицетворением самоотвержeнной любви, является предельной противоположностью нарциссиста. Они взаимно ислючающи; нарциссист не в состоянии уменьшить себя даже чуть-чуть, чтобы позволить Христу войти в его мир, поэтому для Него в нем нет места, даже если так получилось, что этот мир устроился в рамке христианской Церкви. И, поскольку рассматриваемый священник-нарциссист был скрытым нарциссистом, т.е. он использовал заимствованные христианские добродетели, чтобы замаскироваться/слиться к окружением и поскольку в литургичеcком контексте священник является иконой Христа, это выглядело так, будто в отсутствие Христа он вполне  естественно присвоил себе Его роль. Это, в свою очередь, инициировало процесс медленного формирования псевдо-Христа, человека в священнических ризах Христа, так сказать.

Это формирование псевдо-Христа священником-нарциссистом из самого себя, было, по сути, заменой Христа некоей конструкцией, созданной падшим человеком. Вместо Нашего Господа доброго, прорыващегося к душе, гневающегося, скорбящего, нежного т.е., со всем, что присуще человеку, но никогда холoдного или бесчеловечного, всегда полностью человека и полностью Бога церкви предъявили обрывки гуманистических высказываний, терминологию нъю эйдж, фрагменты Писаний, чудесным образом потерявшие всю соль, идеи из серии помоги себе сам и т.п. одним словом, некую формацию из составленных вместе разрозненных частей и грозившую распасться, лишь только сердце начнет биться чуть сильнее; слово любовь, написанное губной помадой, удерживало все это вместе. Удерживало но недостаточно хорошо, чтобы предотвратить появление трещин, сквозь которые проглядывало нечто темное и довольно неприятное.

Я пытаюсь дать понять с помощью этих слов, что, даже если Антипристу удалось убрать Христа из церкви, он не смог произвести соответствующую по масштабу подделку, чья личность удовлетворительно соотносилась бы (хотя и пародийно) с Личностью Христа, с Его Человечеством и Его Божественностью т.е. того, кто смог бы полностью оживить идею псевдо-Христа. 

Похоже, что акт оживления был именно тем, что произошло, когда я услышала:

Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
 

На какую-то долю минуты я восприняла эти слова как произнесенные не Христом, а Антипристом. Я могу только догадываться, почему случилось нечто немыслимое и две фигуры слились в одну вероятно, потому, что я различила эмоцию ненависти в голосе Антиприста. Но, даже если ненависти и не было, в нем несомненно был ноль человечской теплоты поразительное отсутствие нормального эмоционального отклика, который обычно вызывают эти слова Христа у слышащих их христиан, включая читающего их вслух священника. Возможно, священнику в чем-то даже проще эмоционально откликнуться на них, потому что он, рукоположенный епископом, т.е. являющийся звеном в цепи апостольского преемства, может легко представить себя одним из апостолов или их преемником, задача которого продолжать передавать эту любовь Христа этим самым прихожанам, которым он сейчас читает слова Господа. Вряд ли необходимо говорить, что эти слова излучают любовь, которая ясно ощущается, если только некто не разрушит ее, выразив эмоцию, прoтивоположную любви.

Это и было тем, что я внезапно поняла: апостолы вначале ощутили любовь (включая эмоцию) Христа и только потом они смогли уловить смысл Его слов. То же самое происходит и с другими христианами, с нами, которые не встретили Спасителя во плоти и крови; сначала мы были захвачены характером Христа, Его Любовью и Им, Кто есть Любовь и только затем, будучи повернутыми к Нему подобно тому, как частица металла поворачивается к магниту, мы можем по-настоящему начать постигать смысл Его слов. Уберите любовь, и все распадется на части.

Я уверена, что именно это со мной и произошло; с той только разницей, что я была захвачена эмоцией, противоположной любви, свободной от любви, и кем-то, кто в тот момент выглядел полностью бесчеловечным. Эмоция, противоположная любви Христа, превратила слова Христа в их противоположность, не изменив ни единой буквы. И эта перемена произошла, когда Христос поверял самые драгоценные и глубоко интимные вещи о Себе и Боге ближайшему кругу Своих учеников, в Евангелии от Иоанна.

В синоптических Евангелиях Христос всегда занят с людьми, насыщая, изгоняя бесов, исцеляя, уча, произнося суд Божий и т.д. Он всегда куда-то идет или окружен толпой народа или же встречает противостояние тех, кто Ему враждебен. Он крайне лаконично говорит о Себе; когда Он это делает, Он подчеркивает свое подчинение Своему Отцу (Я пришел творить не Свою волю, но пославшего Меня Отца). Сын Божий, от начала Cущий, пришел не затем, чтобы Ему служили, а чтобы служить другим, настаивает Он. Нигде в Евангелиях Его слова и действия не оставляют ни малейшей лазейки для духа нарциссизма кроме одной. Довольно странно, но это выглядит так, что только когда Христос говорит о Себе и Своих отношениях с другими в самых простых терминах взаимной любви когда Сын Божий отдает Самого Себя другим в акте совершенной любви тогда зло может войти.

Рассмотрим Его слова в Евангелии от Иоанна, глава 15 и их естественное прочтение нарциссистом [выделено кориченевым]:

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь.
Лоза, т.е. я главный, виноградарь мой слуга.

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне.
Оставайтесь со мной. Если вы покинете меня, вы не сможете ничего сделать здесь [т.е. в церкви].

Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Вы не ровня мне. Соглашайтесь со мной во всем и будьте мне слепо верны, и тогда вы сможете делать здесь все, что пожелаете; работайте на меня и вы сможете сделать многое; если вы будете противоречить мне, я сделаю вашу жизнь здесь невозможной.

Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
Те, кто не подчиняются мне, будут выброшены вон как мусор; вы будете уничтожены, как те ветви, если вы будете противоречить мне. 

Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Подчинитесь мне, и вы будете иметь все. 

Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
Как возлюбил меня отец, и я возлюбил вас; пребудьте в любви моей.

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
Если заповеди мои соблюдете, пребудете в любви моей, как и я соблюл заповеди отца моего и пребываю в его любви. 

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Вы должны пожертвовать собой ради меня.

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
Вы мои друзья, если вы сделаете это.

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
Гордитесь тем, что я вас избрал. Приносите мне доход; делая это, вы покупаете себе право просить отца о чем угодно, во имя мое.

Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
Ненавидящий меня ненавидит и отца моего.

Должна сказать, что это упражнение вызывает у меня тошноту, потому что эти интерпретации есть ни что иное, как богохульство, хула Любви Бога через отрицание любви в Христе. Безусловно, вся разница здесь заключается в присутствии или отсутствии самоотверженной любви в этих строках. Примечательно, что чем ближе к самым глубоко интимным словам Христа о любви: Его Отца к Нему, Его любви к апостолам, той самой Любви, которой Его ученики должны любить друг друга, тем легче изменить смысл на противоположный, не меняя ни единого слова: 

Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.
Как возлюбил меня отец, и я возлюбил вас; пребудьте в любви моей.

Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас.

Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
Ненавидящий меня ненавидит и отца моего.

Строки меняют свой смысл в соответствии со смыслом слова любовь, как она понимается. Христос определяет любовь Самим Собой, тем, как Его ученики знали Его = Его любовь на опыте, и Он делает их опытное знание Его любви путем знания Его Отца. Нет никаких определений, только один Христос. 

Этот опыт любви Христа [вместе с фактом Воскресения] и есть именно то, что дало возможность апостолам идти вперед.  Эта любовь Бога в буквальном смысле движет ими, особенно после Пятидесятницы, когда Святой Дух = Любовь снисходит в них, а затем от них к другим; так началась Церковь и продолжается с тех самых пор. Это сердцевина  Христианства; все остальное имеет свой источник в опыте любви Христа у каждого. Таким образом, если мы поменяем эту сердцевину, опыт любви Христа, на что-либо еще, вся вера (и Церковь) рухнет, и именно это и происходит, когда эти строки читаются священником-нарциссистом, чья любовь является полной противоположностью любви, т.е., ненавистью: 

Как возненавидел меня отец, и я возненавидел вас; пребудьте в моей ненависти.
Сия есть заповедь моя, да ненавидьте друг друга, как я возненавидел вас.

Эти строки на деле являются точным описанием того, как нарциссист относится к своему ребенку и как затем ребенок нарциссиста будет относиться к другим. Неважно, что нарциссист называет это любовью или думает, что это любовь; нормальный человек испытывает любовь нарциссиста как нечто крайне отвратительное, удушающее если не как ненависть, то как нечто мертвенное и мертвящее = противоположное любви, которая является источником жизни.

И, т.к. нарциссист это бог и любить его значит любить Бога = Отца, слово ненавидящий в третьей ключевой строчке можно также изменить на противоположное, любящий точно также, как слово любить в первых двух строчках меняется на ненавидеть таким образом завершая создание точного зеркального отображения:

Любящий меня любит бога.

То есть:

Любящий меня любит и отца моего.

Бог Отец и человеческий отец сливаются здесь, также как Христос и Антиприст. И, подобно тому, как Христос дает возможность своим ученикам узнать Своего Отца через их опытное знание Его любви к ним, Антиприст дает возможность узнать своего собственного отца через опытное знание прихожан его любви = ненависти к ним. Я говорю здесь не о человеческом отце Антиприста, а об отце антипода Христа, которого Антиприст дает возможность узнать своим прихожанам того, кто определяется его ненавистью к человеческому роду, включая самого Антиприста.

 

other articles
home

The heart of the New Testament
 

Love referred

“For all of eternity in its entirety is not as worthy as the day on which Song of Songs was given to Israel, for all the Writings are holy, but Song of Songs is the Holy of Holies.” (Rabbi Akiva, 1-2 c. AD)

As it is often stated by both Jewish and Christian authors ‘Song of Songs’ is unlike any other book in the Old Testament. It does not relate the convoluted history of humanity like Genesis. It does not proclaim the rules which God wishes His people to follow if they want to remain His chosen ones, like Exodus. It does not vent the enormous hurt and anger of God Who is betrayed by His people again and again like the books of the Prophets. It is true that several prophets described the relationship of God with Israel in spousal terms. While those terms were not a mere metaphor but hinted the metaphysical reality, the nature of the love of God for humanity (which can be most adequately described in terms of the spousal love), the focus of the prophets was the unfolding of events in a particular time in the history of Israel and in future time (the coming of the Messiah). The references to the jealous divine Spouse and the unfaithful bride, even whore, where serving as an apt description of Israel’s conduct towards God. Speaking about times, the prophet’s books are obviously relevant to our time and till the end of times because they convey the human attitude to God that, like a downward spiral, repeats in different times and will repeat itself until time will be no more. ‘Song of Songs’, it seems to me, belongs to that “no-more-time” category. It is now and it will always be, out of time = timeless, as any encounter of a soul with God, in love; or of two humans in love; or, to include both, it is two persons in love.

‘Song of Songs’ is the epitome of simplicity. There is absolutely nothing there but love between the two irresistibly drawn towards each other. The nature of the love of God for Israel (Judaic interpretation)/love of God for a human soul and of this soul– for God (Christian interpretation) is described in the language of two lovers intoxicated by each other’s response. Meaning, God reveals himself in the simplest possible way here i.e. his self-revelation is about his own essence (God is Love) acting in love towards a human soul which is, being an image of God (Who is Love) capable of answering Him with that love which He gave her in advance. What I am trying to say here is that the very essence of God i.e. something truly unthinkable, something the thought of which makes a believer tremble and shrink in the realisation of her own smallness, can be conveyed by the very human erotic love known to everyone. And not just conveyed but experienced as well.

The word “experienced” is the key here. God refers to the way he loves via the human experience of mutual love. God loves His bride, a human soul, like a human bridegroom loves his bride. A soul loves her God like she loves her bridegroom. What I am saying here is that God reveals the nature of His love via the reference to the desire of the reciprocal relationship and to the bliss of the experience of reciprocal erotic love. He does not describe His love but he says, via a human bridegroom: “Come then, my beloved, my lovely one, come. For see, winter is past, the rains are over and gone. Flowers are appearing on the earth. The season of glad songs has come, the cooing of the turtledove is heard in our land. The fig tree is forming its first figs and the blossoming vines give out their fragrance. Come then, my beloved, my lovely one, come. 'My dove, hiding in the clefts of the rock, in the coverts of the cliff, show me your face, let me hear your voice; for your voice is sweet and your face is lovely.”

Reading those words one, whether he wants it or not, to some extent already experiences the love of God, via his or her memories or premonitions of being in love. This is why I think Rabbi Akiva calls ‘Song of Song’ the holiest of holies i.e. a sacred chamber where God dwells in this world and where the encounter with Him can take place. ‘Song of Songs’ makes love of God felt or incarnate so to speak, via a corporal human being(s).

‘Song of Songs’ to me then appears to be the sudden breaking through of the sweat and blood of the Old Testament of God’s dream about relationship with us as He desired it to be when He created us in His own image. Paradoxically, a stubborn insistence of the divine Lover Who is unable to give up his dream seems to draw a hope from an ideal of the reciprocal human love. It is also His eternal promise to the humanity who, in the rest of the Old Testament, appears to be hopelessly incapable of understanding it.


Love incarnated 

Strangely enough, I have never noticed the matching sudden break into or, better to say, “sudden dip into the mystery of the inner life of God” in the New Testament until recently when I heard the lines from chapter 15 of the Gospel of John read in church, on the fifth week after Easter. I have countless times heard them being read during Passion Week but only then did  I notice how much they stand out, even in the Gospel of John which, to me, is the most humanely intimate and fragile and yet conveys the most sublime mysteries of God.  The two always go together clarifying each other:

“I have loved you just as the Father has loved Me. Remain in My love.
This is My commandment: love one another, as I have loved you.”

This time those words struck me not because of what was pronounced but because of my sudden realization that their meaning and implications were entirely dependent on the One who said them. There is absolutely nothing descriptive here like “selfless love” etc. The argument that the future Crucifixion sets the theme of the selfless love does not work here because the disciples at that point are clearly unable to comprehend it so it is pointless to appeal to it; Christ speaks to them here as (in His own words) “little children” who are scared of the coming separation and possible abandonment. He reassures them that they are to be with Him again; the promise is made on the basis of His unfailing love for them as they have known it until this very minute “I will not leave you orphans; I will come back to you.” Then He, drawing oh His love for His disciples, opens to them the mystery of His relationship with His Father and, as a conclusion, brings the apostles into that relationship in His priestly prayer “May they all be one, just as, Father, You are in Me and I am in You, so that they also may be in us”. I went ahead too soon here; what I am trying to say is that he revelation of God about Himself and His idea of His creation, just like in ‘Song of Songs’, is revealed here in the simplest notions of the reciprocal love known by experience. Unlike ‘Song of Songs’ though the mystery of God’s love is not revealed via a reference to the human lovers but is incarnated in the Person of Christ and experienced as such. But, if the disciples indeed experienced the love of Christ in flesh and blood and hence had that direct experience how can we do this now, what is our reference then?

It is the rhetoric of course. Christianity continues not because of enduring doctrine but because the love of Christ can and is experienced by all who genuinely wish to do so. Yet Christ said “love one another as I have loved you”. So, is it possible to experience the love of Christ while His disciples hate each other? I think the answer is yes (although it is inhumanely difficult) as long as there is a clear understanding that this is not a normal state of affairs and that this hatred is not the love Christ spoke about. But what if this hatred or mockery of love is an acceptable norm?

This is no longer the rhetoric. For some reason, it was exactly what came to my mind when I heard “This is My commandment: love one another, as I have loved you.”  The line was read by a priest from my paper ‘The Antipriest’ which explored the phenomenon of reducing, obliterating, and eventual complete “doing away” with Christ by a covert narcissistic priest, not by his conscious deliberate action but by virtue of him simply being himself. Indeed, narcissism is the exact opposite of selflessness; Jesus Christ being the epitome of selfless love is the most extreme opposite of a narcissist. They are mutually exclusive; a narcissist cannot reduce himself even slightly to allow Christ to step in so there is no place for Him in his world even if this world happens to be set in a frame of the Christian Church. And, since the narcissist priest in question was covert i.e. he used the borrowed Christian goodness to mask himself/to merge with the environment and, in the liturgical setting, he is indeed an icon of Christ, it appeared that he, in the absence of Christ, naturally assumed His role. That, in turn, initiated the process of a slow formation of a pseudo-Christ, a human in the priestly dress of Christ so to speak.

That forming of a pseudo-Christ out of himself, by the covert narcissist priest, was essentially the replacing of Christ with a construct made by a fallen human being. Instead of Our Lord – kind, cutting through to the soul, angry, sorrowful, tender – everything that is human but never cold or inhumane, always fully human and fully divine – the church is presented with the fragments of humanistic sayings, some new age wordings, some pieces of the Scripture which miraculously lost all its potency, some DIY self-help stuff etc. – in one word, with some formation of mismatching parts, put together and threatening to fall apart if the heart beats a little bit louder, the word “love” written with the lipstick, holding it all together. Holding – but not well enough to prevent the appearance of the occasional cracks, revealing something dark beneath it, quite disturbing.  

What I am trying to convey by those words is that, even if the Antipriest succeeded in banishing Christ from the church, he failed to produce the matching in stature imposter, the one whose person is fit to correspond (albeit mockingly) to the Person of Christ, in both His humanity and His divinity – i.e. one who can fully animate the idea of a pseudo-Christ. 

It seems to me that the act of animation was exactly what happened when I heard the words:

“I have loved you just as the Father has loved me. Remain in My love.
This is My commandment: love one another, as I have loved you.”

For a moment I perceived those words as they were said not by Christ but by the Antipriest. I can only speculate why something quite unthinkable happened i.e. those two figures merged – probably because I could detect the emotion of hatred in the voice of the Antipriest. But even if there was no hatred, there was definitely zero human warmth – the striking absence of the normal emotional human response that those words of Christ normally cause in Christians who hear them, including the priest who reads them. Perhaps it is even easier for a priest to respond emotionally to those words because he, being ordained by the bishop i.e. being a link in a chain of apostolic succession, can easily imagine himself being one of the apostles or their successor who must continue passing that love of Christ on to that very congregation to which he is reading the words of the Lord now.  Needless to say, those words themselves radiate a love which is very palpable unless someone destroys it by conveying the emotion opposite to love.

That was something I suddenly understood: the apostles first experienced the love (including the emotion) of Christ and only then could they grasp the meaning of His words. It is the same with other Christians, with us, who did not encounter the Saviour in flesh and blood; we are first grasped by the personality of Christ, by His Love and Him Who is Love and only then, being turned to Him as a particle of metal turns to the magnet, can we truly begin to comprehend the meaning of His words. Remove that Love and all will fall apart.

This is what happened to me I believe; the only difference is that I was grasped by the emotion totally contrary to love, devoid of love, and by someone who appeared at that time to be entirely inhumane. The contrary-to-the-love-of-Christ emotion turned the words of Christ into their opposite without changing a single letter. And this change occurred when Christ was relating the most intimate things about Himself and God to his closest circle of disciples, in the Gospel of St John.

In the synoptic Gospels Christ is always engaged with the others, feeding, exorcising, healing, teaching, pronouncing the divine judgement and so on. He is always going somewhere or being siezed by the crowds or confronted by those who are at enmity with him. He very sparsely speaks of Himself; when He does it He highlights His subordination to His Father (“I came not to do my will by my Father’s”). The Son of God, the preexistent, has come to serve and not to be served, to deny Oneself even to death, He insists.  His discourse and actions leave no point of entry for a narcissistic spirit anywhere in the Gospels save one. Strangely enough, it appears that only when Christ speaks of Himself and His relationships with the others in the simplest terms of mutual love – when the Son of God surrenders Himself to the others in the act of love – that the evil can enter.

Let us consider His words from the Gospel of John, chapter 15 (New Jerusalem Bible) and their natural reading by a narcissist [in brown]:

I am the true vine, and my Father is the vinedresser.
The vine = me is primary, the vinedresser is my servant.

Remain in Me, as I in you. As a branch cannot bear fruit all by itself, unless it remains part of the vine, neither can you unless you remain in Me.
Stay with me. If you abandon me you will not be able to do anything here. 

I am the vine, you are the branches. Whoever remains in Me, with Me in him, bears fruit in plenty; for cut off from Me you can do nothing.
You are no equal to me. Approve me and stick to me and you can do anything here; work for me and you will do much; if you contradict me I will make your life here impossible.

Anyone who does not remain in Me is thrown away like a branch -- and withers; these branches are collected and thrown on the fire and are burnt.
Those who do not obey me are thrown away like rubbish; you will be likewise destroyed if you contradict me.

If you remain in Me and My words remain in you, you may ask for whatever you please and you will get it.
Submit to me in all and you will have all.

I have loved you just as the Father has loved Me. Remain in my love.
I have “loved” you just as the father has “loved” me. Remain in my “love”.

If you keep my commandments you will remain in My love, just as I have kept my Father's commandments and remain in His love.
If you obey my orders you will remain in my “love” just like I have obeyed my father’s orders and remained in his “love”.

This is my commandment: love one another, as I have loved you.
This is my commandment: “love” one another, as I have “loved” you.

No one can have greater love than to lay down his life for his friends.
You must sacrifice yourselves for me.

You are my friends, if you do what I command you.
You are my friends, if you do it.

You did not choose Me, no, I chose you; and I commissioned you to go out and to bear fruit, fruit that will last; so that the Father will give you anything you ask him in my name.
Feel privileged that I chose you. Bring me the profit; by doing so buy the right to ask the father all you wish in my name.

Anyone who hates Me hates my Father.
Anyone who hates me hates my father.

I must say this exercise made me quite sick because those “interpretations” are nothing else but the blasphemy against the Love of God via the denial of love in Christ. Indeed, what makes the difference is the presence or the absence of selfless love in those lines. Noteworthy, the closer to the most intimate statement of Christ about love: His Father’s love for Him, His love for His disciples, that very Love His disciples must love each other, the easier it is to swap the meaning to the opposite without changing a single word:

I have loved you just as the Father has loved Me. Remain in My love.
I have “loved” you just as the father has “loved” me. Remain in my “love”.

This is my commandment: love one another, as I have loved you.
This is my commandment: “love” one another, as I have “loved” you.

Anyone who hates me hates my Father.
Anyone who hates me hates my father.

The lines change their meaning in accordance with the meaning of the word “love”, as one understands it. Christ defines love by Himself, by how His disciples experienced Him = His love and he makes their experience of His love the way of knowing His Father. There are no definitions but Christ alone.

This experience of the love of Christ [together with the fact of the Resurrection] is precisely what enables the apostles to go on. This love of God literally moves them, especially after the Pentecost when the Holy Spirit = Love goes into them, and then from them to the others; this is how the Church began and is still going on. It is the kernel of Christianity; all the rest has its source in each one’s experience of the love of Christ. So, if we swap that kernel, the experience of the love of Christ, with anything else, the whole faith (and Church) collapses, and this is precisely what happens when those lines are read by the narcissist priests whose “love” is the exact opposite of love – hatred:

I have hated you just as the father has hated me. Remain in my hatred.
This is my commandment: hate one another, as I have hated you.

Those lines are actually a precise description of how a narcissist relates to his child and how then the narcissist child will relate to the others. It does not matter that a narcissist calls it “love” or that he thinks it is “love”; a normal individual experiences a narcissist’s “love” as something quite repugnant, strangling – if not hatred than something deathly = the opposite of the love that is the source of life.

And, because a narcissist is god and to love him means to love “God” = “father”, the word “hate” in the third pivotal line may as well be changed into its opposite, “love” – just as the word “love” in the first two lines changes into “hate” –  thus making the mirror image complete:

Anyone who loves me loves god.

That is:

Anyone who loves me loves my father.

God the Father and the human father merge here so as Christ and the Antipriest. And, just like Christ makes His Father known to His disciples via their experience of His love for them, the Antipriest makes his own father known via the congregation’s experience of his “love” = hatred for them. I am not speaking here about the human father of the Antipriest but about the father of the antipode of Christ whom the Antipriest makes known to the congregation, the one who is defined by his hatred for humanity including the Antipriest himself. 

 

other articles
home