Путин без зеркал

[1] А. М. Плеханов, "Дзержинский. Первый чекист России".

 

 

 

[2] "Новый Каин. Заявление Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета" от 05 сентября 2014 г.

 

Загадка мистера Путина

 

В настоящее время президент Российской Федерации В.В. Путин купается в свете прожекторов, ярком, как никогда. "Мачо", "супермен", "самый вежливый человек" (вставьте любое клише) продолжает оставаться для Запада загадкой. И, судя по реакциям и действиям подавляющего большинства западных политиков, они продолжают не видеть, с кем они имеют дело.

 

Существует несколько причин этой странной слепоты, в том числе вполне сознательные и рациональные, например, получаемые их странами временные выгоды, пока они остаются слепыми и глухими. Тем не менее, даже если вообразить гипотетическую ситуацию, в которой политики разом отказываются от временных выгод и концентрируются на глобальной и вполне реальной проблеме Третьей Мировой Войны, начатой в Украине, они бы все равно не знали, что им делать с "мистером Путиным". И это совсем не удивительно, т.к. они воспринимают его как другого человека.

 

Когда кого-то просят описать его знакомого, он, вероятнее всего, начнет перечислять его индивиуальные черты и особенности, например: талантливый ученый; гурман, играет на электрогитаре, носит запонки; стал хромым в результате несчастного случая; справляется с жизнью с помощью ядовитого и слегка извращенного чувства юмора, и т.п. Чем дольше мы наблюдаем за человеком, тем более полным и верным будет наше знание о нем и тем проще для нас предугадать, с той или иной долей вероятности, какой будет его реакция на различные события. Это – общее правило, применимое к нормальным людям и нормальным человеческим отношениям. Именно здесь и кроется ошибка, которую совершают люди относительно мистера Путина: пытаясь понять его и договориться с ним, они применяют к нему нормальное правило, описанное выше. В случае с мистером Путиным это правило обречено на провал. Почему так? – потому, что мистер Путин давно перестал быть индивидуумом и стал, так сказать, оболочкой человека, которая содержит в себе безличностные modus operandi. Таким образом, те, кто пытается иметь с ним дело как с человеком, обречены на провал, потому что они имеют дело с безличностными принципами; хуже того, эти принципы полностью чужды нормальной, здоровой психике.

 

Например, они подписывают договор с мистером Путиным-человеком, ожидая от него держать свое слово, но он этого не делает и ухмыляется им в лицо. Они потрясены и шокированы но, несмотря на это, решают "дать ему другой шанс": может быть, ему будет стыдно попасться на лжи еще раз, причем на лжи гораздо более очевидной, чем теперешняя. Они выражают ему свое "неодобрение" и "обеспокоенность", стыдят его (не выходя за рамки принятой политической корректности и своих собственных страхов "выглядеть слишком суровыми" или "опасности загнать его в угол"); еще одно соглашение подписано, но ситуация повторяется снова. И так далее. Они смотрят на него, тайно обсуждают, что с ним не так и чувствуют себя бессильными, потому что они думают и действуют в общепринятых рамках нормальности. Они мечтают о том, чтобы мистер Путин исчез, чтобы им никогда больше не пришлось иметь с ним дела. Они полностью бессильны. Не напоминает ли эта ситуация семью, в которой есть безнадежно неномальный член, и которая не знает, что с ним делать?

 

 

Уровень 1: психика мистера Путина

 

Иллюстрация с семьей не является метафорой. Поведение нарциссиста в "большом мире" – это не что иное, как продолжение его поведения в собственной семье. К счастью, теперь я не являюсь единственным человеком, заметившим, что поведение мистера Путина – это описание нарциссического расстройства личности из стандартного учебника. И эти нарциссические черты его поведения столь отвратительны и столь дорого обходятся миру, что я сочла допустимым обрисовать их здесь так, как я  их наблюдаю на расстоянии, не зная мистера Путина лично.

 

DSM-criteria (диагностическое и статистическое руководство-стандарт), используемый психиатрами, определяет нарциссическое расстройство личности как:

Всеобъемлющая картина грандиозности, нужда в восхищении, и отсутствие эмпатии (сочувствия), начавшиеся с 18-20 лет индивидуума и проявляющаяся в различных контекстах, как они обозначены ниже (должны присутсвовать пять или более признаков):

1) ощущает себя грандиозным/ самым важным (т.е., обладающим исключительными правами, талантами, достижениями, связями и т.п., и требует от других признания его исключительности без предоставления каких-либо фактов/ доказательств своих заслуг)

2) поглощен фантазиями о безграничном успехе, власти, гениальности, красоте, эротической привлекательности, или идеальной любви;

3) уверен в том, что он "уникальный", выдающийся,особенный, и может быть понят/ должен иметь дело только с такими же “особенными” или имеющими высокий статус людьми или организациями;

4) требует преувеличнного восхищения и внимания;

5) чувствует себя избранным, т.е., ожидает особого отношения/ автоматического и полного подчинения себе, своим желаниям;

6) "эксплуататор" в личных отношениях, т.е., использует других для достижения своих целей;

7) имеет дефицит сочувствия: не желает/ не способен понимать чувства, нужды, и выбор других;

8) часто завидует другим или уверен в том, что другие завидуют ему или ей;

9) высокомерное/ наглое отношение к другим; малейшее противоречие и отказ удовлетворить его требования вызывают бесконтрольную ярость.

 

Это резкое деление на отдельные симптомы достаточно искусственно; в случае с реальным человеком один симптом обычно продолжает другой и т.д., поэтому я прослежу несколько наиболее заметных линий modus operandi в их динамике.

 

"Нужда в восхищении" немедленно вызывает в памяти бесконечные фотографии "мистер Путин с тигром", "мистер Путин с пойманной им рыбой (почти его роста)", "мистер Путин на дельтаплане в качестве вожака стаи стерхов" и т.п. Эти фотографии откровенно тщеславны и поэтому глупы, они не подобают кому бы то ни было, занимающему пост президента страны, но вполне подобают нарциссисту, который жаждет восхищения, в том числе и как "альфа-самец". Широко известные эксперименты с ботоксом принадлежат к той же категории. Все это выглядит как фарс, но только не для самого нарциссиста.

 

"Отсутствие сочувствия" было замечено и прокомментировано многими. Это и известный ответ на ворпрос "Что случилось с подводной лодкой "Курск"?" –  "Она утонула" в сочетании с абсолютно нечеловеческой усмешкой; это и так называемый "Иродов закон", запрещающий иностранцам усыновлять никому не нужных российских детей-инвалидов; это и намеренный садизм, с которым разделались с оппозицией (унижения, бесконечные процессы, беспримерные сроки); это и теперешняя украинская война, с ее безымянными российскими солдатами, которым отказано даже в достойных похоронах; это, если угодно, просто реалии жизни в России, большинству граждан которой на практике отказано в самых базовых условиях нормального существования, в том числе в своевременной и качественной медицинской помощи, и т.д.. Интересно здесь то, что Путин бессердечен вполне откровенно, т.е., он не удостаивает притворяться перед камерой. Он такой, какой он есть – заявляющий всему миру о том, что "Наши войска станут позади женщин и детей, и пусть они попробуют в них стрелять".  И мир, в том числе и российский народ, проглатывает это, тем самым поддерживая в нарциссисте его чувство собственной избранности.

 

Показательными здесь являются отношения между большинством россиян (своего рода "большая семья") и их лидером, а именно, отношения между добровольно подчиняющейся жертвой и ее истязателем. Это тоже похоже на стандартный случай из учебника "муж-нарциссист и жена-пограничница (т.е., с пограничным расстройством личности)". Выстроенные на сложной системе взаимных манипуляций, эти отношения на удивление  стабильны, т.к. они идеально отвечают патологическим нуждам обеих сторон: мыльный пузырь грандиозности нарцисста поддерживается в надутом состоянии восхищением и подчинением "пограничницы", а нужда "пограничницы" в защитнике вкупе с ее отчаянной потребностью в патологической привязанности (т.е., привязанности жертвы к ее истязателю) удовлетворяется нарциссистом

Дети, выросшие в подобной семье, не знают ничего, кроме отравляющих патологических отношений и относятся к другим соответственно.

 

"Чувство собственной избранности, т.е., ожидание особого отношения/ автоматического и полного подчинения себе, своим желаниям". Эта черта характера особенно легко выдает нарциссиста. В психологии есть термин "нарциссическая ярость", который обозначает чудовищно диспропорциональную реакцию нарциссиста на обращенное к нему слово "нет". "Да как ты смеешь не подчиниться, я тебя с лица земли сотру, я, я, я..." Эта ярость – не что иное, как гнев младенца на собственную мать, который взрослый нарциссист теперь переносит на разнообразных неподчиняющихся ему других. Как и любая неразрешенная детская драма, она несет в себе убийственную психическую энергию – это может быть засвидетельствовано любым человеком, посмевшим сказать нарциссисту "нет". В случае с мистером Путиным, именно его нетерпимость слова "нет", когда оно исходит от другого, лежит в истоках разнообразных конфликтов, начиная с травли членов оппозиции и заканчивая войнами, включая настоящую войну (в Украине).

 

"Чувство собственной избранности", вместе "грандиозным ощущением своeй важности" является также источником патологической лжи мистера Путина ("другие должны держать слово потому, что они – ничто, а я не должен, если я не хочу его держать, я выше правил"). Здесь также проявляется симптом "уверенность в том, что он "уникальный", особенный, и может быть понят/ должен иметь дело только с такими же “особенными” или имеющими высокий статус людьми или организациями" – попросту говоря, мировые политики, с которыми он имеет дело, воспринимаются им как сборище лохов, бесхребетных ничто, заслуживающих того, чтобы быть обманутыми и высмеянными (эта черта также является центральной для анитисоциального расстройства личности).

 

"Всеобъемлющая картина грандиозности." Необходимость видеть самого себя как грандиозного, величайшего человека вне мерок и рамок – вопрос жизни и смерти для нарциссиста. Как уже упоминалось выше, нарциссическое расстройство личности развивается в результате ненормальных отношений с родителем, чаще всего с матерью, которая использует ребенка в качестве иструмента для удовлетворения собственных эмоциональных нужд; она относится к нему как к части себя и поэтому не позволяет ему отделиться от нее эмоционально (т.е. стать независимым в процессе взросления), всячески поощряя и раздувая его чувство собственной грандиозности. Таким образом, ребенок не в состоянии нормально развиваться, а именно, развить свое настоящее "я" = реального человека и вместо этого всю свою энергию направляет на создание отражающих его воображаемое величие зеркал. Чем старше нарциссист, тем больше он нуждается в зеркалах и тем больше они должны быть (когда он был маленьким, его мать играла роль зеркала; понятно, что для взрослого этого не достаточно). Я убеждена, что разнообразные прожекты мистера Путина могут быть рассмотрены как зеркала, которые он создал ради поддержки своего грандиозного имиджа. И если проследить его карьеру, начиная с того дня, когда он стал президентом в первый раз и до настоящего времени, легко можно заметить рост зеркал. В настоящий момент мир имеет дело с самым грандиозным из них – с концепцией так называемого "Русского мира".

 

Чтобы по достоинству оценить его размер, необходимо сказать несколько слов о его концепции. "Русский мир" означает цивилизацию "соотечественников", объединенных русским языком, русской культурой, и русской ментальностью. Под официальное определение "соотечественников" подпадают относящиеся к следующим группам: 1) те, кто говорит по-русски; 2) этнические русские; 3) те, кто/ чьи предки когда-либо проживали на территории бывшего СССР; 4) те, чьи предки когда-либо проживали на территории Российской империи. Это означает, что число вассалов мистера Путина значительно больше, чем население Российской Федерации. Более того, "Русский мир" подразумевает "собирание разделенного народа русского", а также заявляет о необходимости "защиты соотечественников" и их интересов, где бы соотечественники ни жили и каковыми бы их интересы не являлись. Но и это еще не все: "Русский мир" имеет важный духовный компонент, "Русское Православие", о котором будет сказано далее. Концепция "Русского мира" рассматривает Белоруссию, Украину, и Северный Казахстан как "изначально русские земли", их население – как русское и первое на очереди быть "воссоединенным"; это и есть, кстати, одна из причин теперешей украинской войны. Но это только первые шаги на пути к инкарнации всеобъемлющей концепции, которая, подчеркиваю, включает в себя не только территориальные, но и духовные составляющие. "Русский мир" – это действительно самое грандиозное зеркало из всех, в котором мистер Путин отражается как правитель великой империи, "собиратель земель русских" (титул, украденный у преп. Сергия Радонежского), и даже как потенциальный "православный правитель". Впрочем, почему "потенциальный"? Один или два Патриарха поместных Православных Церквей уже объявили его таковым.

 

Повторю несколько ключевых пунктов. Судя по симптомам, мистер Путин выказывает все главные черты нарциссического расстройства личности. В основе этого расстройства лежит остановка развития "я" в самом раннем возрасте. У нарциссиста отсутствует настоящее "я". Он пуст внутри (смутное чувство собственной пустоты ощущается им как не-существование и поэтому вытесняется в подсознание) и его жизнь представляет собой попытку защититься от собственной внутренней пустоты с помощью создания разнообразных грандиозных зеркал, которые играют роль его "я". Таким образом, политики не могут иметь дела с мистером Путиным-личностью, т.к. он не существует. Существует структура зеркал и патологического поведения. Из этого следует, что, чтобы эффективно иметь дело с мистером Путиным, необходимо иметь дело не с ним как таковым, а с нарциссическим расстройством личности, которые он транслирует через себя.

 

Необходимо еще раз подчеркнуть, что за зеркалами скрывается внутренняя пустота. Потерять зеркала означает перестать существовать; подобную потерю необходимо избегать любыми средствами. Для мистера Путина это означает "создание постоянно расширяющейся империи любыми средствами". Для остальных это означает, что они должны очень хорошо вникнуть в то, что эти средства из себя представляют и что они должны со всем этим делать.

 

 

Уровень 2: усовершенствование нарциссической психики  с помощью идеологии ЧК

 

Описать неопределенную "ауру" этой организации и ее работников достаточно сложно. Слово "презрение" приходит на ум первым – их, не мое. За ним следуют другие: "высокомерие", "принадлежность к элите", "нетерпимость мнения, отличного от их", и т.д. Всеобъемлещий цинизм. Искусственная вежливость, внезапно обрывающаяся вульгарностью и площадной грубостью, если оппонент отказывается подчиниться. Говоря обобщенно, те, кто работает в этой организации, верят в то, что они – это "элита", а народ – "быдло". Это совсем не обязательно дается понять напрямую (хотя бывает и так), это – нечто вроде присущего им естественного излучения. Как правило, они предельно консервативны, не любят искусство и музыку (особенно альтернативные), "гнилую интеллигенцию", оппозицию, свободное мышление – т.е. все, что так или иначе выделяется. "Быдло" презирается и высмеивается, но его терпят; тех, кто выделяется – ненавидят. Имея дело с оппонентом, они часто используют цинизм и привычное "все, свободен" сверху вниз; не редкость поэтому испытывать смутное чувство унижения, провала и некоей запачканности после контакта с ними.

 

ЧК, предшественник КГБ/ФСБ и прочих, был создан в 1917 г. с целью борьбы с контрреволюцией и саботажем. Задачей работающих в ЧК было обнаружение, обезвреживание, и уничтожение всего и всех, кто угрожал существованию социалистического государства, начиная с внутрипартийных заговоров и заканчивая теми, кто имел свои идеи относительно того, как строить социализм. Взгляды Феликса Дзержинского, первого начальника ЧК, полезно знать для понимания идеологии ЧК, которая жизнеспособна и сейчас. "Дзержинскому как члену ЦК и главе органов госбезопасности принадлежала особая роль в борье с оппозицией. Любые идейно-теоретические споры о путях социалистического строительства, всякое "особое мнение" в компартии он квалифицировал как враждебную деятельность и прямую контрреволюцию."... "Мы никогда не были кретинами демократизма" – подчеркивал Дзержинский"[1]  Это означало, что советское правительство и ЧК никогда не допускали уклона от единственно верной официальной линии, в какой бы форме он бы не проявлялся. В словах Дзержинского ясно читается тенденция  расчеловечения другого. Другой видится как некая абстракция, обозначенная ярлыком "враг", "контрреволюционер", а не как личность. (К принадлежащим к организации также прилеплялись ярлыки; расчеловечение самого себя – неизбежный побочный эффект расчеловечения других; все нормальные (христианские) нормы и ценности в процессе этого выбрасывались на помойку.)

 

С момента своего рождения ЧК (и его преемники) были вверены функции выслеживающего, допрашивающего (а также судьи, в годы красного террора) и исполнителя наказания. Организация внушала ужас многим, по вполне понятной причине. Неудивительно поэтому, что члены этой организации имели практически неограниченную власть и ощущали себя принадлежащими к касте избранных. Степень данной им власти со временем уменьшилась, но идеология и дух организации оставались неизменными. Характер работы – выслеживание, погоня, шантаж с целью достижения согласия на сотрудничество и прочие методы вербовки агентов стимулировали использование наихудших человеческих качеств, как в работниках, так и в их жертвах. Человек как личность с врожденным достоинством прекращал существовать, иначе невозможно было бы продолжать работу – ему или ей даны ярлыки, их слабые места выявлены, на их пороках выстраивалась игра.

 

В качестве вывода перечислю еще раз основные пункты: организация (как бы она нe называлась) дает своим работникам власть, несоизмеримо превосходящую власть рядового гражданина; она учит их видеть в человеческом существе не личность, а тварь дрожащую, "быдло" постольку, поскольку оно не принадлежит к организации; иными словами, она дает им уверенность в собственной избранности, грандиозности, и величии. Это – чисто нарциссические тенденции, которые, скорее всего, "усовершенствовали" естественный нарциссизм мистера Путина. Что еще более важно, они дали пустому индивидууму чувство цели и структуру, которые у него отсутствовали. Присущее ему презрение и отвращение к другим, чувство собственной избранности, а также его неспособность относиться к другим иначе, как к инструментам для удовлетворения собственных нужд не были порицаемы, но, напротив, поощрялись как полезные. Система дала необходимые ему зеркала вместе с неограниченными возможностями конструирования новых, больше и грандиознее, чем предыдущие.

 

Из вышесказанного следует, что мировое сообщество имеет дело не с мистером Путиным – нарциссистом-дилетантом, а с профессионалом, нарциссистом в кубе, с нарциссистом, усовершенствованным в известной организации, которая портит или уничтожает в человеке все лучшее с тем, чтобы развить и закрепить в нем все самое худшее.

 

 

Уровень 3: откройте дверь в кромешный мрак

 

Эта часть будет последней, раздражающей и "совершенно ненужной" для многих. Политики мира прекратили говорить о Боге и дьяволе уже давно, т.к. в наше время эти слова звучат слишком архаично, слишком по-средневековому. Тем не менее, я ничего не могу поделать, кроме как говорить "архаичным языком", т.к. мистер Путин не оставил миру ни малейшего шанса обойтись без архаики.

 

Несколько дней назад Патриарх Филарет обратился к православным христианам и "всем люди доброй воли" с посланием относительно действий мистера Путина в Украине[2]. Говоря о нем, он, в частности, заявил, что в него "вошел сатана".  На языке христиан это означает, что мистер Путин одержим. Это не метафора, а жизненная реальность: метафизическое зло создало себе дом в мистере Путине и делает то, что пожелает, через него. Когда я прочитала эти слова Патриарха Филарета, моей реакцией было "Да! Наконец-то это сказано." Процесс опустошения=обнищания себя закончился. Так называемый "православный правитель" был пуст изначально, но умудрился опустошить себя еще больше – не для Христа, а для сатаны.

 

Патриарх Филарет продолжил: "Ибо своими поступками Вы отлучаете себя от Православной Церкви и Бога, обрекаете себя на позорный конец этой жизни и на вечное осуждение в ад – в жизни будущего века. За всю кровь, пролитую по Вашей воле, и зло, по вашему приказу совершенное, наказание Ваше будет таким, как наказание братоубийцы и лжеца Каина – проклятие и вечное осуждение." Это – очень сильные слова. Кто-то может сказать, что все это просто "традиционные для Церкви" слова, которые выражают неодобрение чьих-то действий или обозначают определенную степень преступлений. Это не так; Патриарх Филарет просто видит духовную реальность и факт одержимости мистера Путина. Это совершенно очевидно для любого не номинального христианина; я даже удивлена тем, что никто не сказал этого раньше.

 

Я добавлю еще несколько архаичных слов, чтобы развить тему одержимости мистера Путина и ее последствий для современного мира. Этот предмет никоим образом не подрывает что-либо из сказанного мной ранее о нарциссическом расстройстве личности и о его динамике. Данное

расстройство идеально подходит тому, кто желает пригласить дьявола в свою жизнь, потому что оно формирует особенно плодородную почву для пороков, а также потому, что оно включает в себя грех, который, согласно христианской аскетике, отделяет человека от Бога гораздо скорее и с большей вероятностью, чем остальные грехи. Этот грех называется "грехом дыявольской гордыни" и означает гордыню исключительного, т.е. сверхчеловеческого, масштаба. Христианский термин дает дополнительную информацию о свойствах расстройства: он делает человека духовным инвалидом, т.е., человек теряет способность видеть свое состояние, даже приблизительно, даже самую малую часть своей души. Из-за этого он видит себя грандиозным, по сути богом, которому нет нужды в Боге и в котором Богу нет места. Для сатаны, впрочем, место есть, т.к. сатана воспринимается им как всемогущее продолжение его нарциссического фальшивого "я". Говоря языком христианского богословия,  такой человек является ничем иным, как оболочкой метафизического зла.

 

Я не знаю, есть ли какая-либо польза в этом заявлении для мировых политиков. Вероятно, нет (но оно может оказаться полезным для остальных людей доброй воли); к сожалению, метафизика берется на вооружение фашистами, но не либералами, демократами, социалистами, или консерваторами. Я добавлю только одно: вы имеете дело не с мистером Путиным – естественным нарциссистом или с мистером Путиным из ФСБ – профессиональным нарцисситом в кубе, но вы сейчас имеете дело с абсолютным нарциссистом – сатаной. Вы можете называть его Нарциссическим Принципом, если это вас успокаивает, но помните, что это – ненасытная пустота, которая думает только о себе, а о мире думает постольку, поскольку мир способен отражать ее воображаемое величие. Хотите ли вы продолжать служить ее зеркалами?

 

 

9 сентября 2014 г.

другие статьи

home