Памяти о. Павла Адельгейма

 

О. Павел Адельгейм, фотография

 

 

"Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5,33-37)

 

 

Недавно в социалистическом онлайн-журнале мне попался фрагмент книги К. Каутского "Происхождение Христианства" о Христе-"бунтаре". Это была одна из широко распространенных попыток уменьшить Сына Божия до понятного и удобного для пишущего размера, в данном случае до иудейского повстанца, зилота. Автор, вероятно, был искренен. На Христа он смотрел сквозь узкое оконце своего атеизма. Для любого сына Божьего, т.е., для любого христианина (ибо в воплощении Христа мы все усыновлены Богом) читать тексты, подобные этому, так же невыносимо, как невыносимо было бы человеку, нежно любившему свою покойную мать, слышать реплику случайного посетителя "Я хорошо знал вашу мать - она была блондинкой." "Моя мать была добрым и уникальным человеком!" "Нет, она была блондинкой." Когда мне приходится пробегать глазами подобные сочинения, пытающиеся представить Христа "учителем этики", "революционером", "философом", мне хочется кричать от отвращения. Если бы только авторы этих статей могли видеть, сколь нелепо и вульгарно они выглядят в свете Того, о Ком они пишут.

 

То же и с о. Павлом. И дня не прошло с трагедии, как в газетах и блогах появились "интерпретации" смерти о. Павла и его самого. Клирики МП пишут о случившемся, дабы загодя разоблачить версию заказанного МП убийства неудобного пастыря. Их приближенные выдвигают ответные версии, в частности, инициированного системной оппозицией убийства как часть подготовки к выборам Московского мэра. Либералы используют убийство о. Павла, чтобы лишний раз "обличить" РПЦ МП. Особенно рьяные не гнушаются подкреплять свои тычки роликами Невзорова, которые сами по себе имеют свойство отравлять атмосферу, как их автор. В блогах Живого Журнала записи об убийстве о. Павла соседствуют с хихикающими заметками о каких-то "Путиных-огурцах" и прочих бессмысленных игр словами, и это последнеее, чисто постмодернистское отношение ко всему "как бы", "как бы понарошку, а кто не в игре - то сам дурак", отвратительнее всего. По сравнению с этим постмодернистским, обесценивающим всех и вся, треском, Каутский с его портатитвным Христом-бунтарем выглядит вполне достойно.

 

Совершенно неважно, чьими (человеческими) руками был убит о. Павел. Его смерть стала естественным следствием того, что он остался верен Христу, находясь между двух лагерей: корумпированной Московской Патриархией и постмодернистами всех видов. Под постмодернистами я понимаю тех, кто называет себя "православными", но при этом не способны сказать хотя бы одну фразу "да, да" или "нет, нет" - вечно хихикающих либералов, критикующих Церковь в том же тоне, в каком они критикуют грязь в общественных туалетах или путинский ботокс. Читая весь этот словесный мусор, прорвавшийся после убийства, я не могу отделаться от ощущения, что авторы мусора принадлежат к какой-то иной породе людей. Вот я читаю последнее интервью о. Павла, затем - его друга, о. Георгия Эдельштейна... я понимаю все, что они говорят, потому что они изъясняются на языке нормальных людей, их речь - выражение их мыслей, прямое, чистое, евангельское. А затем я читаю запись Кураева или Голышева, или других, и в уши мне льется какое-то месиво, составленное из самовлюбвленности, готовности хихикнуть и вывернуться, что-то дробное, крошечное, после прочтения которого не остается ничего, кроме усталости и ощущения грязноватости.

 

О. Павел всего лишь жил как христианин, не соприкасаясь с разложением в верхах РПЦ МП и с мертвенностью хихикающих над РПЦ МП постмодернистов, между грубой машиной подавления и между более утонченной машиной разложения душ. Он был вне политических партий и коалиций не потому, что христианину "нелзья" примыкать к партиям (это ложь), но потому, что настоящий христианин а priori несоизмеримо больше, чем "социалист", "правый", и т.п. - и тем самым христианин мешает всем. Более того, такой христианин невыносим, т.к. он абсолютно непонятен тем, кто не следует Христу. Т.к. боль о. Павла за его Церковь не позволяла ему молчать, его слова подхватывались и интерпретировались в обоих лагерях. Неизбежно эти две безликие машины подошли слишком близко друг к другу и к нему и убили его - исторгли из этого мира, как инородное тело.

 

Попытки ограничить жизнь и смерть о. Павла примитивными рамками интересов земных организаций и сиюминутных целей жалки и бессмыссленны. Они не достигают ничего, а только обнажают страшную удаленность от Христа тех, кто пишет, прикрываясь Его, Христовым, именем.

 

 

7 августа 2013

другие статьи

home